ООО "Рефреш-К", г.Минск,
10 км Могилёвского шоссе

Ремонт кровли гаража: особенности работ

Ремонт гаражной крыши – мероприятие серьезное, затратное, но очень необходимое. Протечка – большие неприятности для автомобиля и его владельца. Кровли гаража бывают нескольких типов по конструкции, соответственно проводимые ремонтные работы будут отличаться. Дальше о видах гаражных крыш и способах их ремонта.

Разновидности гаражных крыш

Все крыши и гаражные, в том числе, делятся на две большие группы: плоские и скатные. Первые хоть называются так, угол наклона имеют. Он не превышает 5⁰. Формируется конструкция кровли плитой перекрытия, которая укладывается на стены строения. Монтаж проводят строго по горизонтали, чтобы соблюсти равномерное давления железобетонной плиты на стенки постройки.
Угол наклона формируется стяжкой, которую заливают на плиту перекрытия. То есть с одного края она толстая, с противоположного тоньше. Уклон выдерживается равномерно, без резких перепадов. Стяжка дополнительно выполняет функции заполнителя швов между плитами перекрытия.
На стяжку монтируется рулонный кровельный настил, полосы укладываются внахлест. Есть сегодня современные, более эффективные технологии формирования плоских крыш. В них используют полимерные материалы. Жидкая резина – это смесь битума с латексом. В конечном результате получается бесшовная поверхность.
Скатные конструкции все чаще стали встречаться на гаражах. Потому что являются неотъемлемой частью дизайна загородного участка. Крыши хозяйственных построек должны полностью соответствовать дизайну покрытий основного дома. Это касается формы, цвета, типа используемого кровельного покрытия. Все должно быть в гармонии.
Соответственно крыша гаража может быть одно-, двух- или многоскатной. Под ней можно сформировать чердак или мансарду. Покрывается она любым кровельным материалом, даже рулонным.

Способы и методы ремонта гаражной кровли

Любой строительный материал имеет эксплуатационный ресурс, который в основном зависит от действующих на него нагрузок. На крыше нагрузки самые жесткие: солнце, атмосферные осадки, ветер, мусор, птицы, мелкие животные и прочее. Есть другие критерии определения ресурса – по техническим характеристикам кровельного материала: прочность, износостойкость, подвержен коррозии или нет, могут на его поверхностях образовываться колонии вредоносных микроорганизмов или нет. Отталкиваясь от этих показателей, можно точно сказать, сколько прослужит крышная конструкция. О чем производители кровельных материалов в паспортах и инструкциях к ним оповещают. По истечении этого срока можно уже говорить о ремонте или полной замене кровли. Ремонт здесь упоминается только в плане латания небольших дефектов. Отсюда два основных способа – текущий ремонт и капитальный с полной заменой кровельного материала.

Текущий или капитальный ремонт: в чем разница?

Надо дать несколько примеров, которые точно покажут разницу двух разновидностей. Например, крыша гаража покрыта мягкой кровлей. Основные повреждения, через которые дождевая вода или от таящего снега проникает внутрь строения, это обрывы, проколы, сползания с поверхности, отвороты, вздутия и прочее. Текущий ремонт проводится, если дефекты являются единичными изъянами. Их общее количество не превышает 10% от площади покрытия. С каждым ремонтом отремонтированных дефектов будет больше и больше. Придет время, когда площадь огрехов будет составлять более 60%. Тогда надо будет проводить капитальный ремонт кровли с заменой кровельного покрытия. Заменяются и слои, которые расположены ниже. Это утеплитель, гидроизоляция, праймеры.

Теперь пример, если крышу гаража покрывает металлическая кровля или кровельная конструкция из листовых, панельных материалов. То есть конструкция скатная. Когда требуется текущий ремонт крыши гаража:

  • ослабление крепежных изделий, что приводит к вздутию покрытия при ветровых нагрузках;
  • увеличение зазора стыков;
  • локальное исчезновение защитного слоя кровельного материала;
  • ослабление и минимальные дефекты элементов обрешетки;
  • дефекты небольшой площади покрытия кровли, не превышающей 10% от общей площади.

Замена несколько листов кровельного материала – тоже текущий ремонт.

Ремонт капитальный:

  • замена кровельного материала;
  • замена гидро- и теплоизоляционных слоев, если таковые в крышной конструкции предусмотрены;
  • замена стропильной конструкции;
  • обработка всех деревянных изделий антисептиками и антипиренными составами;
  • реконструкция водостоков.

Между капитальным ремонтом кровли и текущим огромная разница. Разные денежные вложения, использование разного количества строительного материала. Отличаются временные траты. Поэтому каждый владелец гаража сам решает – периодически латать дефекты крыши или один раз сделать ремонт и забыть о неудобствах на несколько лет.

Технология полной замены старого покрытия крыши гаража.

У капитального ремонта крыши есть одна положительная сторона – не надо много думать о самом процессе. Нужно все сломать и построить новую кровлю гаража. Это упрощает подход. Начинать надо с демонтажа. То есть удаляется вся конструкция полностью. Если это касается плоских гаражных крыш, то надо делать так:

  • демонтируется кровельное покрытие;
  • удаляются теплоизоляционный и гидроизоляционные слои;
  • проводится демонтаж стяжки.

Последний пункт иногда не делают, если стяжка находится в хорошем состоянии: нет больших трещин, нет серьезных отслоений или сколов, поверхность не крошится, не пылится. Когда демонтажные работы кровли гаража закончены, нужно плиты перекрытия очистить от мусора. На плиты перекрытия укладываются направляющие через каждые 1-2 м. В качестве направляющих можно использовать стальные трубы, деревянные бруски небольшого сечения, например, 30х30 мм.
Направляющие укладывают поперек плит параллельно друг друга. Нужно создать уклон каждому элементу. Под один из краев подкладывается какой-нибудь предмет: кусок металлопрофиля или кирпича. Угломером проверяется угол наклона. Если он большой, то подставка по высоте уменьшается. Важно, чтобы у всех направляющих угол наклона был одинаковый.
Далее замешивается цементно-песчаный раствор в соотношении 1:4. Получится марка М100. Смесь заливают на плиты перекрытия и выравнивают правилом, уложенным на направляющие. Последние сразу после заливки стяжки удаляются. Канавки на их месте заполняются стяжечной смесью.
Начинать укладку кровельного материала лучше через 28 дней. Раствор наберет марочную прочность. Не стоит использовать в качестве кровельного покрытия рубероид или толь, это прошлый век: низкое качество и небольшой срок службы – до 7 лет. Современных рулонных материалов для кровель на рынке много. Предпочтение лучше отдать типу с основой из полиэстера. Наполнителем выступает битумно-полимерные смеси. Такой материал называют наплавляемая кровля.
Внимание! Для улучшения схватывания кровельного материала к поверхности уложенной стяжки, последнюю лучше обработать битумным праймером. Одного слоя будет достаточно.
Приспособления для проведения монтажного процесса: баллон с пропаном, горелка и шланг. Понадобится также металлический валик.

Процесс монтажа кровельного настила на крышу гаража:

  • Укладку кровельного материала проводят в два слоя: первый вдоль направляющих, второй поперек. Монтаж второго слоя начинается с нижней стороны кровли гаража.
  • Полосы укладываются внахлест со смещением 10-15 см.
  • Рулон нагревается горелкой с постепенным его разматыванием.
  • Уложенная часть обязательно прокатывается валиком для полного приклеивания к поверхности стяжки.

Это была описана горячая технология.

Есть и холодная, в которой не используется открытый огонь. Здесь в качестве скрепляющего элемента применяется битумная мастика.

Процесс покрытия крыши гаража происходит так:

  • рулон кровельного материала разматывается по месту его укладки;
  • складывается пополам;
  • на открытую поверхность наносится битумная мастика;
  • укладывается отложенная часть рулона;
  • прокатывается валиком;
  • складывается вторая часть рулона на первую;
  • под нее наносится мастика;
  • она укладывается на свое место;
  • прокатывается поверх валиком.

Капитальный ремонт скатной кровли гаража

Это сложный строительный процесс, занимающий много времени. Особенно, если приходится менять стропильную систему. Сложность заключается и в виде кровли. Если односкатная конструкция, ремонт затянется ненадолго, плюс он будет мало затратным. Чем больше скатов, тем больше проблем и расходов.
Например, ремонт односкатной крыши на гараже. Начинается он с полного демонтажа кровли: снимается кровельное покрытие, демонтируется обрешетка и стропильные ноги. Далее приобретаются необходимые материалы с учетом требуемого количества.
Современные гаражи с односкатной крышей возводятся сразу с учетом угла наклона кровельной конструкции. Фасадную стену поднимают выше задней. Фронтоны полностью заполняются стеновым строительным материалом. Это облегчает сооружение стропильной системы, элементами которой берут доски толщиною 40-50 мм, шириною 150-200 мм.
Их укладывают концами на две противоположные стены: фасад и заднюю. Нужно провести прочное крепление. Способов несколько. Самый простой:

  • просверлить в стене отверстие под стропилой;
  • провести через него проволоку диаметром 3 мм: концы последней завести за стропильную ногу, сделать скрутку, жестко прижимая доску к тыльной поверхности стены гаража.

Поверх стропильной системы крыши гаража набивается обрешетка из брусков сечением не менее 30х30 мм. Расстояние между стропилами кровли, между элементами обрешетки зависит от вида используемого кровельного материала. Если это профнастил, то 1-1,5 м для стропил, шифер – 0,6-1,2 м. Многое будет зависеть от угла наклона гаражной кровли. Чем круче, тем больше расстояние.
Можно все решить по-другому. Если старая гаражная крыша отслужила много лет и не создавала проблем, то количество элементов, расстояния между ними берутся по ее конструкции.
Стропильная система готова, можно начинать монтаж кровельного покрытия. Монтажная технология зависит от типа выбранного покрытия. Профнастил стараются уложить одним листом во всю длину постройки, чтобы уменьшить количество стыков. Если последних избежать не удается, листы укладываются внахлест со смещением 15-20 см. Внахлест монтируется и металлочерепица. Оба металлических кровельных материала к обрешетке кровли гаража крепятся кровельными саморезами с шестигранной головкой и неопреновой прокладкой. Если используется асбоцементный шифер, то крепежи – кровельные гвозди с широкой шляпкой и шайбой.
На скатную крышу гаража можно уложить мягкую кровлю. На обрешетку укладывается листвой материал: ДСП, МДФ, ондулин и прочее. Поверх укладывается рулонный материал по технологиям, обозначенным выше.
Если ставится задача провести утепление крыши гаража в процессе капитального ремонта, то необходимо это сразу продумать. С плоскими кровлями проще. Здесь можно использовать керамзит средней или мелкой фракции, который засыпается на плиты перекрытия толщиною 20-30 см. Его можно заменить более современными теплоизоляторами: пенополистирольные плиты или маты минеральной ваты.
Их закрывают пароизоляционной мембраной. Она защитит утеплитель от влаги стяжечного раствора. Будет отводить из теплоизоляционного слоя влажные пары воздуха, которые исходят из гаражных помещений. Утеплитель всегда будет находиться в сухом состоянии. Что положительно скажется на технических и эксплуатационных характеристиках.
Утепление скатной кровли может проводиться двумя способами:

  • утепляется плита перекрытия;
  • утепляется стропильная система.

Первый вариант такой же, как технология теплоизоляции плоской крыши.

Второй вариант – укладка утеплителя между стропильными ногами кровли. Если гараж оборудован чердаком, то теплоизоляцию лучше делать изнутри этого помещения. Полистирольные плиты или маты минваты укладываются между стропилами, сверху закрываются гидроизоляционной пленкой. Это проводится при смонтированном кровельном материале.
Утепление сверху стропильной системы:

  • по нижним краям стропил вдоль набиваются рейки;
  • на них укладывается теплоизоляционный материал;
  • сверху по стропильным ногам натягивается пароизоляционная пленка;
  • монтируется обрешетка;
  • установка и крепление кровельного настила.

Заключение
Выбирать, какой ремонт кровли проводить – капитальный или текущий – всегда дилемма. Первый затратный, но с гарантией долгой и беспроблемной эксплуатацией в дальнейшем. Второй мало затратный, но присутствует большая вероятность, что крыша гаража потечет буквально в ближайший дождь.